ЛАБОРАТОРИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
  English
Главная
История лаборатории
Основные направления
Публикации
Экспедиции
Семинар  
Сотрудники
Контакты

Архив 2010

 

 

Фрагменты выступления 

  

 Архив семинара Когнитивные аспекты лексикографии

 

02.03.10

С. Ю. Неклюдов,
доктор филологических наук, профессор,
директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

Фольклор и фольклористика:
предмет изучения и исследовательский опыт

 Фольклористика как теоретическая дисциплина со своими аналитическими приемами, своим арсенал понятий и терминов рассматривает движение устных традиций во времени и их происхождение. В ней сочетаются аспекты диахронический (историко-генетический) и синхронический (структурно-типологический); они связаны отношениями прочной преемственности и взаимно дополняют друг друга. Во второй половине XX в. как осуществляется синтез традиционно-фольклористических подходов с методологией интенсивно развивающихся смежных дисциплин культурной антропологии, лингвистики, семиотики, информатики. Так возникает структурная фольклористика, в основе которой лежат представления о знаковой природе текста и его элементов.

Народная культура относится к числу холодных (по Леви-Стросу), ориентированных на воспроизведение предшествующих структур, а не на их модификацию или смену. При этом устные традиции демонстрируют высочайшую степень универсальности своих знаковых кодов и своей структурной организации; именно здесь с особенной рельефностью проступают те формальные и содержательные элементы, которые следует причислять к универсалиям человеческой культуры, хотя типологически устные традиции разных народов различаются достаточно существенно. Переход от фольклорной архаики к классике знаменует смену культурной парадигмы, причем главную роль в этом процессе по-видимому играет коммуникативный аспект (изобретение письменности). Большое значение имеет он и при возникновении постфольклора, которое можно увязывать с появлением принципиально новых (по сравнению с письменностью) информационно-коммуникационных технологий.

Главное свойство фольклора проистекает из способа его существования. Передача и хранение текстов возможны лишь при непосредственном общении людей (непосредственно-контактный тип коммуникации). Передавать и хранить устный текст без его периодического воспроизведения нельзя; только изобретение письменности порождает принципиально иной тип культурной коммуникации: становится возможным хранение и передача текстов без их воспроизведения. Поскольку же устная традиция на протяжении длительного времени способна в относительной неизменности удерживать тексты весьма значительного объема, ее следует рассматривать как способ хранения, передачи и воспроизводства сообщений, т. е. как своего рода информационный канал.

   В методологическом отношении опыт фольклористики демонстрирует возможность анализа пластичного материала, принципиально не закрепляемого в данном типе культурной традиции (жестко зафиксированный текст тут же перестает быть фольклором), которая при этом имеет мощнейшие стабилизирующие механизмы, позволяющие устным культурам сохранять и передавать свои сообщения в относительной неизменности на протяжении столетий (а в каких-то случаях и тысячелетий).